Когда ты занимаешься своим ремеслом на протяжении долгих лет, ты начинаешь иначе смотреть на некоторые вещи. Ты понимаешь, что многое из того что ты считал вначале пути сверхважным на деле оказывается маловажным и наоборот. На эту тему весьма любопытный пост написал опытный дизайнер Jason Schubring (стаж более 15 лет, более 100 успешно реализованных проектов), вольный перевод которого и предлагается вашему вниманию. Все замечания будут полезны не только дизайнерам, но и веб-разработчикам, особенно фрилансерам.
Инструменты которые мы используем не имеют значение
Если вы начинали карьеру веб-дизайнера десять или более лет тому назад, вы наверное, помните что в то время в тренде были FrontPage, WML, FBML, WAP и другие не очень популярные сегодня вещи. Еще раньше в порядке вещей была исключительно табличная разметка. Сегодня актуальны HTML5, CSS3 и Flash/ActionScript. Думаете через 5-10 лет ничего не изменится? Я очень сомневаюсь!
Вывод — не важно какими инструментами ты пользуешься. Важно то, что получается в результате. Другой вывод — веб-дизайнеру (или веб-разработчику) придется постоянно учиться, потому что средняя «продолжительность жизни» технологий в веб-дизайне — 5 лет. Потом неизменно приходит на смену что-то новое.
Нет портфолио? Создай его себе сам!
Начинающий специалист неизбежно сталкивается с одной проблемой — с ним никто не хочет работать пока он не наберется опыта, другими словами пока у него не соберется достаточно богатое портфолио. Представьте себе ситуацию когда вы ищите работу или предлагаете свои услуги дизайнера, а потенциальный работодатель или заказчик должен выбрать из 10 претендентов только одного. Каким бы вы не были талантливым “на словах” победит человек с хорошим портфолио.
На деле проблема решается достаточно просто — на первых порах лучше сделать для кого-то работу за символическую плату или вовсе бесплатно. Всегда найдутся люди которые согласятся работать на таких условиях даже с тем дизайнером у которого опыт отсутствует вовсе. Помнится когда осуществлял поиск сотрудников на должность веб-дизайнера в веб-студию некоторые кандидаты добавляли в портфолио не только сайты, баннеры, но и рисунки от руки, иллюстрации – все, что так или иначе связано с дизайном – это пошло им на пользу. Если подойти к своей работе со всей ответственностью, у вас очень быстро оформится солидное портфолио, и тогда уже можно будет рассчитывать на хорошо оплачиваемые заказы.
Человек который занимается всем — занимается ничем
Сейчас очень много специалистов широкого профиля — люди одновременно занимаются, дизайном, версткой, юзабилити, поисковой оптимизацией, продвижением и всем чем только можно. В интернете таких людей еще называют вебмастерами которые, в принципе, разбираются во многом, хоть и не досконально. Но тут важно понимать: одно дело знать обо всех этих направлениях по чуть-чуть – это даже полезно, совсем другое – профессионально заниматься каждым из них. В итоге вы рискуете статье посредственным специалистом, не способным решать сложные задачи в конкретной предметной области. Гораздо лучше сосредоточится на чем-то одном, но стать в этом настоящим экспертом.
От некоторых заказов стоит отказываться
Браться стоит за то, что у тебя хорошо получается, за те проекты где ты сможешь себя проявить и зарекомендовать наилучшим образом. Например, если ты привык работать с wordpress, не нужно браться за Drupal. Теоретически, конечно, можно во всем этом разобраться, но количество потраченного времени, скорее всего, не будет компенсировано оплатой по проекту. Если вы уже решили быть специалистом по wordpress, то лучше в этом направлении и развиваться, не отвлекаясь на другие CMS.
Кроме того, можно отказываться от работы, к которой что называется “не лежит душа”. Допустим, ваш любимый стиль минимализм, вы чертовски в этом хороши, и тут вам предлагают разработать что-то в кельтском или арабском стиле. Иногда также попадаются проекты (а точнее клиенты) от которых выгоднее отказаться дабы сэкономить нервы и время. В общем, отказываться от работы – это нормально, не стоит хвататься за все подряд.
Четко определяйте на старте объем работы, сроки и бюджет
Очень важно сразу расставить все точки над «i» во взаимоотношения с клиентом. Четко определите объем работы, сроки и оплаты. При этом важно, чтобы клиент, как говориться, полностью осознал и согласился. Обязательно согласовывайте и утверждайте («под подпись») каждый этап работы. При подсчете времени можно даже подстраховаться, добавив немного часов/дней «на всякий случай». Так же, неким правилом уже можно считать брать за общую оценку времени работ свою примерную оценку умноженную на два. Что касается объема работы, то, учитывая предыдущий совет, нужно быть полностью уверенным в способностях реализации того или иного проекта. По оплате рекомендуется всегда брать предоплату. Таким образом вы избежите головной боли и проблем.
С маленькими клиентами работать сложнее
Как это не удивительно, но с клиентом который платит $10.000 зачастую работать легче, чем с тем, что платит $1.000. Все дело в том, что состоятельный клиент обычно предоставляет больше свободы. Он платит хорошие деньги и рассчитывает на то, что он обязан получить хорошо сделанную работу, и при этом ему не придется сидеть у дизайнера «над душой».
Клиент у которого небольшой бюджете обычно участвует в процессе куда активнее. Он платит тысячу, но за эту тысячу вытрясет из тебя всю душу, только потому что его риски гораздо выше чем богатого клиента – у него может не быть денег и времени на переделку неудачного проекта. Вообще по опыту более щедрые клиенты почему-то оказываются адекватнее, а также проще в общении и сотрудничестве. Поэтому если оговоренная стоимость работы не покрывает теоретически возможную различного рода “нервотрепку”, проще от такого клиента отказаться.
Пользователь всегда должен быть на первом месте
Даже если у вас или вашего клиента есть сильное желание выразить себя и сделать что-то необычное и невиданное, вы должны помнить, что посетитель сайта должен быть на первом месте. Поэтому всегда разрабатывайте проекты исходя из этого (и убеждайте в этом клиента). Посетителю должно быть удобно. Иначе ваш креатив или каприз клиента может обернуться провалом проекта.
К сожалению отечественные реалии разработки сайтов таковы, что заказчик иногда думает будто он по каким-то особым причинам разбирается лучше в дизайне, юзабилитики и интерфейсах чем работник с 5-ти летним стажем. Поэтому не всегда получается достучаться до такого человека, но попытаться определенно стоит – постарайтесь привести примеры других сайтов, объяснить почему лучше делать так, а не иначе. Старайтесь всегда обосновать свое решение и проблем будет гораздо меньше.
По возможности занимайтесь последующей поддержкой созданных проектов
Принцип «сделал и забыл» при создании сайтов не самый лучший. Часто после завершения работы даже при наличии СMS клиент умудряется нарушить общую гармонию дизайна. Вы можете договориться с клиентом о последующей поддержке проекта (разумеется, платной), иначе ваше «детище» может уже через несколько месяцев оказаться в неприглядном виде и вам будет просто неудобно на него ссылаться.
Источник: http://design-mania.ru